история

 

 

                             РУСЬ И ОРДА

 

bc387694824c6c620ae6ab863b8a99ddЭта статья имеет цель, не упираться в исторические документы и даты, а рассмотреть общий ход исторического процесса во взаимоотношениях Руси и Орды. К сожалению, часто, история подаётся нам отдельными частями, не являя единого целого, древняя Греция или Рим, каменный век, бронзовый…   

История любого народа имеет, прежде всего, две главные составляющие (есть и другие факторы), на которых и строится его характер и место в истории цивилизации, это климат и размер территории. Там, где климат позволяет выращивать высококалорийные продукты, из года в год, без риска засухи или наводнения, количество населения, соответственно, увеличивается и государственные образования на этих территориях становятся мощными. В то же время, эти благодатные земли становятся лакомым «куском» для тех, у кого всего этого нет. Засушливые и малопригодные для земледелия территории, как правило, мало заселены, так как, ещё в девятнадцатом веке было доказано, что земледелие даёт куда больше материальных благ, чем скотоводство. Именно в засушливом климате, как правило, в былые времена, люди вели кочевой образ жизни, а там, где земля регулярно орошалась дождями, вели оседлую жизнь земледельцы.

История Руси и Орды как раз таки имеет в своей основе противостояние оседлого и кочевого мира.

 

Вообще, деление великого континента на Европу и Азию вполне условно, так как, географически это один континент, но вот в отношении климата различия имеются. Все территории внутри континента, в отдалении от океанов и морей имеют резко континентальный климат, в некоторых частях засушливый. Там где обитали тюркские народы как раз таки засушливый резко континентальный климат, в Европе, за Волгой, там где в первом тысячелетии после рождества Христова и образовалось первое русское государство климат так же континентальный, но не засушливый, позволяющий выращивать многие злаковые культуры без риска.

Каков был облик народов великого континента в доисторические времена понять сложно, но один факт говорит о многом. В районе современного Алтая, и северо-запада Китая находят мумии двух, трёх тысячелетней давности, и более древние, с явными европеоидными признаками, но если на территории России это исследуют самым тщательным образом, то китайцы стараются не замечать этих мумий. В бассейне реки Тарим, около трёх–четырёх тысячелетий назад жили представители европейской расы, но власти Китая стараются не замечать разграбленных древних захоронений, вполне возможно потому, что мумии внешне не похожи на современных китайцев.

Причем, не только на этих территориях находят останки европеоидов, но и в Сибири, Казахстане и во многих других местах. Из чего можно предположить, что древние жители великих просторов, в основном являлись европеоидами. В Сибири же, археологи обнаружили несколько культур, где и происходило смешивание древних народов (к слову, смешивание народов продолжается и сейчас, и было всегда, на всех континентах), и их внешний облик менялся от европеоидов в сторону широких скул и узких глаз, в сторону так называемого азиатского этноса.

Алтайская находка археологов, взбудоражившая общественность в конце восьмидесятых годов двадцатого столетия, так называемая АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА с явно выраженными признаками европейской расы, мумии европеоидов в бассейне реки Тарим, дополняются и ещё одним фактом. В горном Алтае существует легенда, что предки современных алтайцев были высоки ростом, светловолосы и голубоглазы, но пришли завоеватели с узкими глазами, низкорослые, и потребовали от них, отдать женщин в обмен на жизнь мужчин, но те отказались. Мужчины были убиты и с тех пор, на Алтае господствовал азиатский этнос, вплоть до прихода в эти земли русских землепроходцев и казаков. Но название генотипа, так называемых алтайских народов (монголы, тюрки, корейцы, маньчжуры, японцы), вполне условен, исходя из легенды, вероятно, формирование алтайской общности народов происходило  где то в другом месте (например в Монголии или в Манчжурии). Но интересен тот факт, что современные алтайцы, когда был раскопан курган с принцессой (на мумии сохранились рыжие волосы, белая кожа и татуировки, говорившие местным жителям, что усопшая принадлежала к жреческой касте) были возмущены, что побеспокоен прах жрицы, а может быть колдуньи. И искренне считали её своей прародительницей, хоть она и была совсем другой расовой принадлежности.

** К теме:   У многих исследователей в различных областях жизни имеются ссылки на то, что в центральной Азии, в древности существовали государства не уступавшие в своём экономическом и социальном развитии Греции и Египту (у знаменитого теософа Е.П.Блаватской, путешественника Н. М.Пржевальского и др.). К сожалению, история и археология, науки, которые, как и многие другие сферы нашей жизни требуют рекламы, как предвыборные компании претендентов или реклама товаров. Взять, к примеру, Египет, реклама его древностей началась более двух столетий назад. Наполеон, вторгшись в Египет, привёз с собой сотни исследователей, писателей историков и археологов. Может, сам того не ведая он начал рекламную компанию древностей египтян, но тогда, Египет, в районе Суэцкого канала (канала на тот момент не существовало, но по узкому перешейку перемещались товары из Европы в Азию и обратно), являлся стратегически важным объектом, за обладание которым боролись многие, в первую очередь Англия, Франция и Турция. С того момента, как французские учёные обнародовали рассказы о древнеегипетских находках, началась эпопея воспевания древностей этой легендарной страны. В то же время, другим находкам, из других частей света, внимания уделяется куда меньше. Находки металлических пластинок в Эквадоре (Южная Америка) и даже пирамиды в Мексике не так обласканы археологами как Египет. **            

maxresdefault 

Каковы были обликом гунны, пришедшие в Европу в четвёртом столетии нашей эры, мы не знаем. Именно с гуннов многие и начинают отсчёт пребывания тюркских народов в Европе, и, тут же, изначально, начинаются оговорки. Гунны происходят от народа хунну населявшего центральную Азию, историки ссылаются на китайские источники. Тут же ещё одна оговорка, гунны предположительно, являлись тюркским народом, в этом уверено большинство исследователей. То есть, ни то, что их внешний облик, но и происхождение и этническая привязанность не доказана полностью.

Именно после великого переселения народов начинается отсчёт германского, славянского и тюркского этносов. Так как, согласно официальной исторической версии именно гунны объединили разрозненные племена, предков славян и германцев, и, по сути, нанесли роковой, но не смертельный удар, дряхлеющей Римской империи. А спустя всего несколько десятилетий, оставшиеся в Европе германцы, окончательно добили Рим. В учебниках истории подробно описано как вандалы (древнегерманское племя) разрушали вечный город, но совсем мало говориться о вторжении гуннов под предводительством Аттилы.

Что же формирует суть любого народа?

Его внешний вид, культура, язык, вера и прежде всего его история. Без истории нет и народа.

После великого переселения народов, часть завоевателей осталась в западной и центральной Европе, из которых, впоследствии, сформировались славянские и германские народы, часть ушла обратно в восточную Европу и западную Азию, образовав восточнославянские и западно-тюркские народы, о которых и пойдёт речь. Те, кто остался на западе, перенимал западную, чаще римскую, культуру, а затем и веру (христианство), позволяя учёным мужам из завоёванных ими же народов, писать их же историю. Отсюда и пошло устойчивое мнение, что войска гуннов были разбиты римлянами и их союзниками на елисейских полях, хотя, победой там и не пахло, пришельцы с востока так и не смогли взломать оборону дряхлеющего римского войска, укреплённую всё теми же выходцами с востока, но пришедшими ранее (см. подробнее статью – Гунны).

Формирование народа и его языка происходит по разному, но этот процесс ни когда не прекращается, каждое последующее поколение отличается от предыдущего, то же самое касается языка и культуры, да и всей жизни вообще, в том числе светской, духовной или того же государственного устройства. Нынешнее поколение детей, разительно отличается от предыдущих тем, что раньше боялись ремня или же угла, то теперь, отлучения от ноутбуков, планшетов и телефонов.

Те, кто участвовал в походах Аттилы, да и те, кто не участвовал, в тот момент ещё проходили становление как народностей, если можно так выразиться. Но не стоит забывать, что на восточноевропейских равнинах жили и фино-угорские племена, аланы, аварцы и прочие, которые, так же как и славяне с тюрками, участвовали в общем процессе, заключали союзы и воевали, но, в конце концов, доминирующими этносами остались только славяне и тюрки.

Вся история взаимоотношений кочевников и земледельцев в большей степени известна нам из русских летописей, греческих или арабских, у тюрок записанных событий почти что не сохранилось. И это не в следствии того, что у них не было письменности, а по той причине, что у них не было надёжных хранилищ. На Руси, как правило, большая часть документов хранилась при монастырях или при княжеских дворах. Тюркские источники, содержатся, главным образом, в среднеазиатских городах, но они, сильно подчищены исламскими поборниками, поэтому не могут в полной мере отобразить истинное положение дел в кочевой среде.

До прихода в русские равнины и великую степь ислама и христианства, отношения между кочевыми и земледельческими народами были более тесными. Заключались и расторгались союзы, брачные, торговые и военные. Славяне вместе со своими соседями кочевниками ходили против их же единородцев (кочевников) воевать, а кочевники, в свою очередь, вместе с русскими князьями, ходили на русские же города. Порой, в летописях говорилось, что поганые, напали на славный город такой то, но то, что привёл их туда брат князя этого самого города, как то забывалось.

Пришедшие в эти земли Христианство и Ислам внесли свои корректировки во взаимоотношения народов (причём, славяне приняли православие, а тюрки Ислам, в основной своей массе, этот процесс длился несколько столетий), но основные принципы остались всё те же, торговля и война, постоянные спутники не только народов великого континента, но прочих на Земле. 

Монгольское нашествие в корне изменило весь расклад сил (создание тюркского каганата не так сильно повлияло на восточноевропейские равнины), теперь тюрки главенствовали на огромных просторах, а некоторые народы сошли с исторической арены. Такие как аланы или угры, до монгольского нашествия они играли важную роль во взаимоотношениях племён и народов не только на востоке Европы, но и в центре и на западе. А после монгольского нашествия, за аланами остались небольшие территории на северном Кавказе, а угры были разделены, часть осталась в современной Венгрии (первые угры обосновались там ещё во времена Аттилы), другая часть, которую не успели добить монголы, сейчас живёт в Ханты-Мансийском округе (Россия) и именуются хантами. И надо признать, многие народы Кавказа (абхазы, дагестанцы, нахские народы и др.) не один век сопротивлялись монгольскому нашествию, уходя в горы и не давая покоя могучей державе.  

В статье умышленно не говориться о тюркском каганате или о хазарах, да и много ещё чего существовало на великих просторах, но эти государственные образования повлияли не столь основательно на нашу историю как Монгольская империя созданная Чингисханом. Именно по территории этой империи и пролегал Великий шелковый путь, который, как живительный родник, подпитывал казну многих правителей, и на тот момент он был самым важным торговым предприятием. До сих пор, многие историки удивляются, как так, малочисленные, незнающие грамоты, племена монголов завоевали огромные территории, с населением, превышающим их собственное, в десятки раз. Но было одно обстоятельство, характеризующее монголов с положительной стороны – они быстро перенимали нужное и полезное у завоёванных ими народов, в том числе и письменность.  

Монголы, во главе с ханом Бату (в русских летописях Батый), основали могучее государство Золотая Орда (хотя сам Бату хан предпочитал что бы его государство называли Белой Ордой, но не имел ни чего против и Золотой) и все западные тюрки стали его подданными (сами монголы называли это государство Улус Джучи). Большая часть русских земель так же была захвачена Батыем, остались немногие, кто уберёгся от кривого монгольского меча, среди них Псков и Новгород, но и они попали в вассальную зависимость от Золотой Орды, ежегодно выплачивая ей дань.

И вот тут то встаёт главный вопрос – а было ли монголо-татарское иго, о котором пишется в книжках по истории. Или всё же, как сейчас стали говорить (особенно в передачах на Рен ТВ), что понятие «монголо-татарское иго» придумали немецкие учёные-историки, привезённые Петром. 

То, что на Руси присутствовали сборщики дани из Орды – баскаки, говорит о многом, прежде всего о том, что данная территория находится в юрисдикции того, кто и собирает дань. Попросту, баскаки это сборщики налогов. К тому же, факт, что во время раздоров, в самой Орде, русские полки принимали участие в сражениях (в русской истории этот факт часто игнорировался), говорит и о том, что в какой то период русские чувствовали себя частью единого целого. После смерти Батыя ордынцы осознали, что чисто монгольская тактика не совсем эффективна, когда с той и с другой стороны воюют конные армии. А вот когда центр войска держит пехота, это классическое построение войска средних веков – пехота в центре, конница на флангах. Русские пехотные полки участвовали во многих битвах, держа центр. Ну и соответственно, в случае победы, получали свою долю трофеев.

И ещё один факт. В тринадцатом столетии началась экспансия немецких рыцарей на восток. Победы Александра Невского остановили захватчиков, но не устранили угрозу. То, что в сражениях на западных окраинах русских земель участвовали и ордынцы, на стороне русских, есть документальные свидетельства. И то, что немецкие рыцари так и не продвинулись вглубь русских земель, говорит о многом.

Со временем, когда центральная власть в Орде ослабла, начались раздоры, окраины стали получать автономию, постепенно усиливаясь и отказываясь от выплаты налогов центру. Волжские булгары, именовавшиеся к четырнадцатому столетию – татарами, Крым, Русь и другие. А Куликовская битва подвела черту по многолетней властью Орды. Нет, русские князья, как и было до этого, так же получали ярлыки на княжение в Сарае, но Москва уже не так внимательно и учтиво относилась к центру, размер дани резко снизился, а в иные годы Орда и вовсе ни чего не получала. Высвободившиеся средства использовались на свою армию, усиливающуюся с каждым годом.

Да и сама Куликовская битва, кроме официальной версии, обросла множеством альтернативных версий. Сейчас уже говорят, что битва состоялась у стен Москвы, что на Куликовом поле места нет. Спрашивается, зачем нужна эта фальсификация, к тому же, подпускать войско Мамая к самой Москве, это же будет грабёж ещё до сражения, там где пройдут мамайские ратники. А то, что поле, у впадения реки Непрядвы в Дон, слишком мало для двух огромных армий, тоже не выдерживает критики. За несколько столетий русла рек могли изменить своё течение, и, соответственно, поле былой битвы уменьшиться.

Есть ещё некоторые страницы этой битвы, малоизвестные. В то время, между Князем Дмитрием Ивановичем московским (после битвы Дмитрий Донской) и князем тверским Михаилом Александровичем, шла многолетняя тяжба из за приграничных земель и вообще, откровенная вражда. Тверские полки не участвовали в сражении, кроме кашинцев и отряда Ивана Холмского. И вообще, многие ожидали что тверцы ударят в спину войску Дмитрия Ивановича, но этого не произошло. Поздние исследования показали, что между ханом Мамаем (к слову, Мамай на тот момент правил Крымом, но в случае победы на Куликовом поле, мог стать хозяином всей Золотой Орды) и тверским князем была договорённость, что Михаил Александрович ударит в тыл давнему недругу и будет княжить в Москве. Но получилось всё наоборот, в тыл Мамаю ударил засадный полк, а Дмитрий Донской не предпринял ни каких противных действий против Твери, хотя до этого не раз осаждал этот город. Отсюда следует вывод, что между князьями был сговор, приведший к победе. Иногда, битвы выигрываются не только на поле боя.

После Куликовской битвы Москва только укреплялась, а Орда слабела, раздираемая распрями чингизидов. Дело в том, что только потомки Чингисхана имели право становиться ханами (право быть поднятыми на белой кошме). Бывали времена, когда ханы менялись едва ли не каждый год.

А через два года после Куликовской битвы, хан Тохтамыш сжёг Москву, но на обратном пути, узнав, что русские полки идут ему наперерез бросил большую часть награбленного и поспешил в родные степи.

 А русские земли продолжали подчиняться Орде, так же, как и прежде, русские князья ездили в Сарай (столица Золотой Орды) получать ярлык на княжение, но на внутренние дела русских княжеств Орда уже почти не влияла и дань получала не регулярно.

Но настоящий, смертельный удар Золотой Орде, нанёс Тимур (Тамерлан). Тохтамыш потерпел несколько поражений от него и бежал в Сибирь. Тимур сравнял с землёй столицу Орды, шёлковый путь, как золотая река, питавший казну ордынских ханов иссяк и с той поры пролегал через иранские земли. В самой Орде начались длительные междоусобицы.

И вот примечательный факт. Сыновья Тохтамыша, спалившего Москву, спасаясь от своих ордынских врагов, бежали как раз таки в русские земли.

В 1480г. была окончательно оформлена независимость Руси от Орды. Причём, на тот момент, Москва была в союзе с Крымом (который, так же как и Москва, боролся за свою независимость от Большой Орды) против ордынского хана Ахмата, а тот, в свою очередь, заключил союз с поляками, но и это ему не помогло. Сам хан Ахмат был убит в следующем 1481 году в результате набега сибирской и ногайской конницы.

Минуло несколько десятилетий, Золотая Орда перестала существовать (начало шестнадцатого века), окраины Орды, которые в своё время получили автономию, Казань, Москва, Астрахань, Крым и многие другие, приступили к дележу огромного «пирога». Отсюда, надо сказать, и двойственное название России в западных исторических хрониках пятнадцатого шестнадцатого веков, в одних она проходит как Россия, в других Московия (объединение русских княжеств под началом Москвы), в третьих её называют Тартарией (Татарией), то есть, те территории, которые и стали предметом дележа наследниками Золотой Орды. В западной Европе, на тот момент, плохо представляли себе положение дел на востоке Европы и западе Азии.

Перед приходом монголов, связи Руси и западноевропейских королевских дворов были достаточно активными, стоит упомянуть о том, что первой женой Владимира Всеволодовича Мономаха была Гита Уэльская, дочь короля Гарольда II Английского, после же, с приходом Батыя, связь Европы с Русью была прервана, практически, до восшествия на престол Ивана Грозного.

Москва, оказалась самой успешной при разделе золотоордынского наследства, да и всего монгольского, созданного ещё Чингисханом. Ещё во времена сильной Орды, в русских княжествах производилось много ремесленных изделий, прежде всего из железа, из которого и куётся оружие. А после того, как Иван Грозный заключил несколько торговых договоров с англичанами, в середине шестнадцатого столетия, промышленный рост, по тем временам был немалый, в Россию стали прибывать специалисты по производству разных товаров, стали строиться мануфактуры. Учитывая то, что в Орде, практически не добывались полезные ископаемые и нужное для производства оружия, железо, приходилось покупать по высоким ценам, или же покупать само оружие, а о производстве пушек и речи не шло. А именно пушки и мушкеты изменили не только тактику боя, но и саму стратегию войны.

Ещё до конца шестнадцатого столетия в состав России вошли среднее и нижнее Поволжье, началось присоединение Северного Кавказа и Сибири.

Русские крестьяне, расселялись на новых территориях, плодородная земля давала невиданные урожаи, а это всё, наряду с ремесленным производством, шло на укрепление государства.

К середине семнадцатого столетия Россия вышла к берегам Тихого океана, причём, большая часть сибирских земель была присоединена мирно, при помощи купцов и казаков (к тому времени, казаки оформились не только как зарекомендовавшие себя в бою войска, но и как класс).

К началу восемнадцатого столетия Россия была уже империей, от Балтики до Тихого океана, именно после петровских реформ можно смело говорить о промышленном производстве металлов, сукна и много другого. К середине века последние территории из наследства Монгольской империи, а именно земли Казахстана, вошли в состав России (территории населённые узбеками вошли в состав империи в девятнадцатом веке). На востоке была образована Китайская империя (в середине семнадцатого века династию Мин сменила маньчжурская Цин).

Империя, основанная Чингисханом в тринадцатом столетии и в лучшие свои годы включавшая в себя Китай, Иран, Афганистан, Казахстан, часть русских земель и множество других территорий, была разделена двумя новыми империями – востока (Китай) и запада (Россия), была ещё империя Великих Моголов, но это отдельный разговор.

Если говорить в общем, о средневековье, то не только на наших просторах лилась кровь в бесконечных войнах, но и на других континентах было примерно то же самое, но со своими особенностями.

В результате рождения, существования и распада Золотой Орды появились новые народы и трансформировались старые, до монгольского периода. К примеру, происхождение узбеков (узбеки наряду с казахами являлись основным этносом Золотой Орды, хотя в ней проживали и другие народы в том числе русские, аланы, каракалпаки, башкиры, татары и многие другие), здесь, историки практически единодушны. Во времена Узбек хана (около 1283 – 1341гг.), в средней Азии, во владениях Золотой Орды, те, кто считал себя подданными Хана, назывались узбеками. А вот о происхождении другого, основного этноса Золотой Орды – казахов, идёт много споров.   

Исследователь казахского этноса – М. Тынышпаев, подробно описавший казахские роды всех трёх жузов, даёт такое пояснение происхождению слова казах, условия и момент когда это произошло.

Примечание:   

У М. Тынышпаева пишется не казах, а казак. Дело в том, что в казахском языке слово казах пишется и произносится как казак, но на конце твёрдая «Қ», в русском языке ни буквы такой, ни звука такого нет, произносится как то средне между «к» и «х».

 

***Выдержки из трудов М.Тынышпаева…

… Например, Крафт в предисловиях к «Степному положению», приводит легенду, что некий батыр Калча-Кадыр был спасён от смерти и жажды «каз-ак» (каз – гусь, ак – белый   тюрк.) или белой гусыней (лебедь), которая оказалась доброй пери и вышла затем за него замуж. Потомство от бывшей белой гусыни «каз-ак» стало называться «казак».

Автор, поверивший такому филологическому объяснению допустил грубую ошибку с точки зрения постановки слов в тюркских наречиях, в которых прилагательное всегда предшествует имени существительному: белая гусыня будет «ак — каз», а не «каз-ак», а потому потомство должно было называться «акказом», а не «казаком».

Оставляя подобные толкования ввиду их несостоятельности и бесполезности для дела без рассмотрения, остановлюсь только на одной легенде и только потому, что она ни где не записана и ввиду того, что она нравится самим киргизам (труды М. Тынышпаева создавались в первой четверти двадцатого столетия, в то время казахов чаще называли киргизами).

Легенда говорит о том, что некие воины постоянно воевали с неверными с единственной целью обратить их в мусульманство, а потому воины назывались «гази-хак», или сокращённо «газак» или «казак». Уверяют даже, что в мусульманских источниках говорится об этих «гази-хаках» и что они были действительно предками «казаков»…    Но скрытая цель легенды вполне ясна и понятна. Построение слов опять неверно: «гази» – имя существительное, «хак» – прилагательное; стало быть, верный воитель за веру будет «хак-газ», и потомство должно называться «хак-казом» или «какказом». В третьих, из истории мы знаем, что предки наших казаков (здесь казахов) за веру не воевали, и особым усердием к религии не отличались. Наоборот, Хондемир, описывая события 1580 годов, казаков всё время называет безбожным племенем, каковым до последнего времени считали их с одной стороны татары, с другой – оседлое население Туркестана. ***

Сам М. Тынышпаев так и не пришёл к единому мнению. Можно лишь вернуться к версии о «белой гусыни». Вполне вероятно, что эта легенда родилась в те времена, когда государственной религией Орды стал ислам. Как и везде, становление новой религии происходило через жертвы. Взять хотя бы Русь, христианство было принято добровольно, но князь Владимир крестил Новгород огнём и мечом, так записано в исторических хрониках, да и сам процесс затянулся на века. Так и в Орде, недовольные новой религией, на тот момент большинство жителей являлись язычниками, бежали от служителей нового культа, не совсем им понятного. Часть из них осела на границах Руси, где русские и узнали легенду о белой гусыне. Для русского человека удобнее произносить казак, чем акказ. Да и в бою это может быть кличем, а пока будешь ломать голову где существительное или прилагательное, её и не долго потерять. К тому же, часть кочевников нанималась к русским князьям, другие шли по приказу хана, тому есть документальные свидетельства.

Названия некоторых народов приходит от иноземцев, ведь не зря в энциклопедических источниках есть такая сноска – самоназвание. К примеру, самый многочисленный народ на земле китайцы – самоназвание основного этноса – хань, но проживают там и монголы, и тибетцы и многие другие, но в мире все жители Китая для всех иноземцев, всё же, китайцы. Так и в нашем случае, бежавших от властей, на окраины, степняков, русские, да и другие народы, называли казаками. Надо отметить, обитавшие на огромных просторах, (от Самарканда на юге, до Уральских гор на севере, и от границ Руси на западе, до Сибири на востоке),  тюркские народности лишь в двадцатом столетии, с приходом советской власти, обрели единое название – казахи. До революции их называли по разному, киргизами, кайсаками, киргиз-кайсаками, кипчаками. А самих казахов больше волновало не общее этническое название, а кто, какому роду принадлежит и какой у кого статус. Если среди земледельцев от отца сыну переходил земельный надел и дом, то в кочевой среде по наследству передавались кочевья, закреплённые за определёнными родами (тайпа – род). Вплоть до эпохи буржуазных революций, примерно до середины девятнадцатого века, а в Российской империи до революции 1917 года, национальность не имела решающего значения, в первую очередь статус человека определяли по происхождению (дворянин, мещанин и.т.п.) и вероисповеданию. После того как революция смела все клановые различия (не полностью), религия оказалась под запретом, на первый план вышли национальные различия. К примеру, до революции, казах, сын хана, приезжая, к примеру, во Францию, считался русским, хоть и с узкими глазами, но считался русским, к тому же князем, так как, все национальные элиты приравнивались к единому реестру империи, и находясь в центральной России, сына этого хана называли бы князем из кайсацких степей, потомком Чингисхана.     

Можно, так же, выстроить теорию о происхождении русского казачества. В том, что русское казачество формировалось под сильным влиянием тюркского населения Орды, несомненно. Взять хотя бы лексикон казаков, где много тюркских слов (есаул, атаман, караул и.т.п.), а боевой клич волжских казаков «сарынь на кичку» явно тюркского происхождения (гребцы на корму). Как уже говорилось ранее, на окраинах государства собирались недовольные центральной властью, образовывая вольницы. Кстати, в России произошло примерно то же самое, что и в Орде, веками ранее. В семнадцатом веке прошла церковная реформа, те, кто не принял нововведений стали именоваться староверами, и им, как, пожалуй, и в любом обществе, приходилось несладко. Цари их не жаловали, да и официальная церковь относилась жёстко, так что, многие из них оказывались на границах государства, где, подчас, было неспокойно. На границах Российского государства оказывались и бунтари и лихие люди (разбойники). Малоизвестный факт, но кроме всех известных казачьих войск в России существовало и поместное казачество, казаки жили и в городах и селениях, сколько из них являлись этническими славянами, а сколько тюрками, сейчас уже ни кто не скажет. Да и порядок формирования войск на Руси был примерно таким же как и в великой степи, от нескольких дворов выставлялось определённое количество воинов для княжеской дружины (в великой степи от определённого количества кибиток выставлялись полностью экипированные воины). Данная система действовала и в петровские времена, когда уже существовала рекрутская система набора в регулярную армию. Данный порядок просуществовал вплоть до второй половины девятнадцатого века, до реформ Александра Второго освободителя. Со временем, поместное казачество интегрировалось во все слои русского общества и ни кто уже не вспоминал, кто чей потомок, разве, что, фамилии хранили следы далёких предков.

На реках же, на Дону, Яике (Урале), и Тереке казачества просуществовали вплоть до декрета Ленина, об их упразднении (Волжское и Запорожское были расформированы ранее, ещё во времена Екатерины Великой, так как оказались уже не на границах расширяющейся империи, а внутри государства, и их вольница центру была уже не нужна, казачество было нужно, в первую очередь для защиты границ).

Необходимо сказать, что сам быт и смысл существования казачьих войск по большим рекам, чем то напоминал варягов. Ни кто точно не скажет кем они были – варяги, некоторые из исследователей утверждают, что это был класс внутри Русского государства, а не скандинавы. Так или иначе, но казаки, так же как варяги, занимались торговлей и грабежом на реках и в степи, бунтовали против царя, служили ему и вообще, часто вызывали недовольство властей, своими вольными взглядами. Очевидно, русское казачество впитало в себя много всего, и тюркскую кочевую вольницу, и русскую кровь, и, вполне вероятно, где то на великих просторах столкнулось с остатками варяжской вольницы, от чего и приобрело свои индивидуальные и неповторимые качества.

Но самая интересная и в то же время непонятная история у татарского народа. Носители тюркского языка и культуры, мусульмане (в основной своей массе), считающиеся восточным народом, но обликом своим европеоиды. Впервые этноним (название) – татары появляется в шестом – девятом веках нашей эры к юго-востоку от Байкала среди монголо-тунгусо-манчжурских племён (очевидно там и начиналось формирование алтайских народов). В Европе они появились ещё во времена великого переселения народов, в основной своей массе обосновавшись в среднем течении Волги и впоследствии стали именоваться волжскими булгарами. Мир узнал о них именно во времена походов Батыя и зачастую, монголов именовали татарами (опять же, из за плохой информированности). Но интересно другое. Татары упоминаются ещё во времена Чингисхана (по одной из версий сам потрясатель Вселенной был татарином, рыжим и голубоглазым, но факт, прижизненных портретов Чингисхана нет, и ни кто толком не знает как он выглядел, даже достоверных описаний его внешности не сохранилось) и везде говориться, что это люди европейской внешности. Татары делятся на несколько групп, но основной и самой многочисленной являются казанские татары, именно они и сформировали  литературный язык всех татар и культурные ценности народа.

Вероятно, татары являются остатками индо-европейского этноса существовавшего на просторах Евразии в доисторические времена, о которых не дошло и легенд до нашего времени (таримские мумии?). Интересно другое, как татары смогли сохранить свой внешний европеоидный облик в среде монголоидов, хотя, конечно, они частично смешались со славянами и фино-уграми, ведь окончательное формирование этого народа происходило уже во времена Российской империи и Советского союза. Частично они были ассемилированны алтайскими народами (тюркский язык и культура), но внешний облик остался европейским. Можно провести параллель с русскими старообрядцами(староверами), они расселились на разных континентах и в течении многих лет сохраняют свои традиции и веру, а так же уклад жизни и говор. Браки заключаются только внутри общины (бывают исключения).

И ещё одна интересная деталь. Почему, картографы и историки средневековой Европы именовали Россию и земли лежащие к востоку от неё – Тартарией (бытовало такое мнение, что это название племенам с востока дали греки, якобы, монголы и татары были для них так ужасны, что они считали что те вышли из преисподней, от греческого тартар). А может и вправду, некогда существовало могучее государственное объединение европеоидов – Тартария, на просторах великого континента, а современные татары одни из потомков тех людей. Хотя, в некоторых источниках альтернативной истории утверждается, что, к примеру, таримские мумии являются носителями гена современных русских. Где правда? Неизвестно. Но факт того, что мумии европеоидов, которые были захоронены в те времена, когда не родился ещё великий Конфуций, совершенно не интересны китайской науке, наводит на размышления. К тому же, мумии одеты в ткани, а в захоронениях находят осколки стекла, которое, массово, начало производиться только в средние века, что свидетельствует о довольно таки развитом обществе, да и захоронения в основном являются склепами, зачастую отделанными изнутри досками (о любом обществе необходимо судить по его технологиям и духовным ценностям). Значит, общество было достаточно развитым, как в технологическом, так и в духовном плане.               

Так было ли монголо-татарское иго?

Тогда можно говорить о русском иго или китайском, когда остатки монгольской империи были поделены между двумя новыми. Неоспоримый факт, часть русских земель входила в состав Монгольской империи (вплоть до 1266 года, когда Золотая Орда вышла из состава империи и перестала платить налоги Каракоруму, столице империи, созданной Чингисханом). Баскаки, присылаемые из Орды, собирали на Руси налоги, князья собирали рать для междоусобных войн внутри Орды и за её пределами, тому есть документальные свидетельства, или же сами получали от ханов ордынские войска для наведения порядка на своих территориях и вообще, для борьбы за власть между собой. Первые ханы Золотой Орды были монголами, но быстро ассимилировались в тюркской среде (хотя и самих моголов относят к восточно-тюркским народам), но на момент правления Батыя и его приемников, всё же, тюркское население Орды, так же как и славянское, являлось покорённым, более организованными выходцами с востока – монголами.

Время меняется, спустя три столетия после завоевательных походов Батыя, изменилось и соотношение сил, появились новые виды оружия и прежде всего огнестрельное. Кочевая Орда уже не могла конкурировать с оседлой Русью, которая производила пушки, мушкеты и порох. Присоединение Казанского ханства явилось как бы отправной точкой для продвижения России на восток.

Факт того, что произошёл раздел Монгольской империи заключается ещё и в том, что когда, спустя несколько десятилетий, после покорения Иваном Грозным Казанского ханства, на Руси началось смутное время, с лже-Дмитрием пришли поляки, татары выступили в союзе с Москвой, справедливо считая поляков захватчиками, хотя, это был удобный момент для восстания. Очевидно, русские и татары считали себя если не одним народом, то по крайней мере близкими народами, наследниками единого, когда то, целого (не зря ведь есть поговорка «потри русского и найдёшь там татарина»).

Набеги крымских татар, вплоть до времён Екатерины Великой, можно рассматривать ни только как повод к наживе, но и попытки вернуть, принадлежавшие, когда то, могучей Орде, её территории. Но и расклад сил был уже не тот.

Если подводить итог, то, несомненно, после реформ Петра Великого, на Руси изменилось отношение к своему прошлому. Российская элита стремилась стать ближе к прогрессирующей Европе, поэтому, суть своего прошлого стали изменять, немецкие ли профессора или же свои, не суть важно. Да и сама западная Европа в средние века была такой же как и восточная, бесчисленная череда войн, в том числе и религиозных, истощали одних и обогащали других. Определённая часть европейской истории написана заново, ей придан необходимый лоск, хотя, до эпохи возрождения, когда элита потянулась к прекрасному, рыцари и сеньоры мало чем отличались от разбойников, да и манерами не блистали.

На востоке, китайцы, ведомые новой, манчжурской династией, вооружённые огнестрельным оружием, громили некогда могучие монгольские армии. Во второй четверти восемнадцатого столетия, джунгарам (многие относят джунгар к западным монголам, российские калмыки как раз таки произошли от этого народа) китайские войска устроили настоящий геноцид, практически полностью вырезав их (в первую очередь мирное население) на современной территории северо-западного Китая.

Вообще, существование и влияние Монгольской империи на нашу историю сильно недооценено. Отчасти, в этом виноваты сами монголы. Для них и вообще для многих тюрков, не столь важно было название и имидж (как говорится сегодня), сколько родовая принадлежность и тамга (знак, тавро) каждого рода, некоторые казахи, к примеру, и ныне знают тамгу своего рода. В тоже время, как уже говорилось, не было единого названия той же Золотой Орды, сам хан Бату предпочитал название Белая, но ни чего не имел против Золотой. В то время как на западе, вопросам имиджа уделялось очень большое внимание. Да и сейчас, сражения столетней войны (между Англией и Францией) преподносятся как великие события, хотя, в большинстве сражений с каждой из сторон участвовало не более десяти тысяч человек. В то время как сражения того же Тимура с Тохтамышем насчитывали сотни тысяч с каждой из сторон (события происходили примерно в то же время, что и столетняя война).

Именно нашествие монголов разделило мир на восток и запад. Русь была оторвана от западной цивилизации и в последующие столетия почти всегда стояла в оппозиции западной цивилизации. А многие русские дворянские фамилии имеют ордынские корни. Сами монголы, не только брали в жёны русских красавиц, но отдавали своих принцесс за русских князей.

Наша история полна тайн и загадок, а зачастую откровенных фальсификаций. И не столь важно как выглядели наши предки, главное, что в наших жилах течёт их кровь и заложены их гены. Каждый век вносил свои коррективы в трактовку тех или иных событий. Осуждать историков и археологов не стоит, если допускаются ошибки (человеку свойственно ошибаться), хуже, когда в угоду кому либо или чему либо распространяется откровенная ложь.

Несомненно одно – тот, кто знает и понимает свою историю, возможно, познает и самого себя, но не это главное, а то, что каждый из нас оставит после себя.

АС (автор сайта)  22.08.15   ВЗАИМОСВЯЗЬ2013    

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *