история

 

АМАЗОНКИ  

 

   

doris-vallejo-7916

Свидетельства о женщинах воительницах приходят к нам из глубины веков. Что из этого, правда, а что вымысел, пожалуй, уже не понять. Мифических женщин воительниц любили и ненавидели, восхищались ими, и не понимали, зачем эти женщины взяли в руки оружие. Прежде всего, надо понять, есть ли основания полагать, существовали ли они вообще. Согласно древнегреческим источникам, амазонки существовали на просторах великого континента к северу от Эллады (древняя Греция). Считается, что последние упоминания об этом явлении касается времён Александра Македонского, позднее, данных об амазонках не зафиксировано. Вообще, если разбираться в этих самых древних источниках, то, главным образом, мы знаем о женщинах воительницах именно от самих греков.

Что бы разобраться в этом вопросе, надо, пожалуй, начинать с самой Эллады, с их образа жизни и социального устройства. Сейчас мы знаем древнюю Грецию как колыбель демократии, колыбель искусства, спортивных состязаний  и прочее, прочее. Но не стоит забывать, что и слово «тиран» произошло всё там же, пусть и вкладывалось в него не совсем то понятие, которое мы имеем сейчас, но всё же. Социальное положение женщин в древней Греции (Элладе) было совсем не таким, каким нам пытаются представить историки, расписывая греческую демократию. Нет, ни кто не отрицает, что Эллада была продвинутым государством, как модно сейчас говорить, но и недостатков хватало. К примеру, статус женщин там был довольно таки своеобразен, что то среднее между домашней утварью и служанками, в общественной жизни женщины не участвовали, как не имели права и посещать спортивные состязания. Хотя, народная память хранит множество свидетельств того, что множество богинь и знатных женщин Эллады вошли в историю. Впрочем, во многих областях развитого мира того времени было именно так. В чём же Эллада опережала весь остальной мир, так это в принятии и соблюдении законов государства. Какими бы они не были, но любой закон и любая власть лучше, чем беззаконие и безвластие.

Что же существовало в остальном мире. Вообще, если разбираться откровенно, греки и народы, жившие по близости, считали себя цивилизованными людьми, то есть те, кто жил в пределах государств с похожим укладом жизни и по писанным законам, а всех остальных варварами.

К слову, о происхождении слова «варвар», существует такая версия: греки, на невольничьих рынках (где торговали людьми, захваченными в том числе и за пределами Эллады) подходили к пленникам не понимавшим по гречески и дразнили невольников теребя пальцами по губам издавая звуки похожие на «бар-бар-бар».

Так вот, жили греки в своих государствах-полисах, и тут приходят вести о женщинах воительницах из диких лесов и степей севера. Говорят, что они независимы от мужчин, наравне с сильным полом участвуют в общественной жизни, имеют равный с ними голос в общественных собраниях и даже участвуют в сражениях, и что самое невероятное, существуют племена состоящие из одних только женщин. Что женщины живут без мужчин, вызывает вопрос, как же они продолжают свой род, так говорят, что они встречаются с мужчинами только для зачатия ребёнка, если рождается девочка, оставляют себе, если мальчик, отсылают в племя отца. Тут же, все эти вести обрастают кучей слухов, сплетен, вымыслов и догадок. Как в наше время, известные личности и неординарные события притягивают к себе внимание, так и в древности, что то подобное волновало умы людей, падких на сенсации.

Теперь, если обратиться к проверенным данным, то есть, к археологическим находкам. На Украине, на северном Кавказе, на юге России, в Казахстане, да много ещё где, на просторах бывшего Союза, находят захоронения женщин с оружием. Что бы понять какое отношение оружие имеет отношение  именно к амазонкам, ведь, во всём мире можно найти женские захоронения с различными предметами, среди которых можно обнаружить и оружие, но весь секрет в том, что в женских захоронениях на просторах Евразии оружие занимает отдельное место. Будь то групповое захоронение (к примеру, члены одной семьи) или же индивидуальное, уважаемой дамы, оружие, именно, подчёркивает её статус. Кинжал, меч, лук и колчан со стрелами, в древнем мире означал очень многое, как сейчас, дорогие часы или престижный автомобиль. Кинжал на поясе говорил окружающим, что его владелец является свободным человеком, что он (или она) способен постоять за свою честь и жизнь. Да к тому же, кинжал стоил дорого, значит, его владелец имел немалый капитал, ну а если он добыл его в схватке, так и уважения ничуть не меньше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что легенды об амазонках имеют под собой реальную почву.

К слову: название великой реки южной Америки – Амазонки, имеет непосредственное отношение к легендарным воительницам, португальские моряки, исследуя эту реку, встретили на её берегах воинственное племя женщин, при этом вспомнили древние легенды, отсюда и родилось название реки.     

Где правда, а где вымысел, сейчас, пожалуй, уже трудно определить. Самый верный путь, что бы понять прошлое это руководствоваться принципом здравого смысла. Мы, современные люди, часто считаем своих предков недалёкими и глупыми, выстраивая порой такие логические цепочки, что можно только диву даваться. Если разобраться, то конечно, они не знали современной техники и что такое электричество, списывая непонятные явления на деяния духов и богов. Не знали, с какой стороны подойти к компьютеру или телевизору. Ну так и современный городской житель не сумеет подоить корову или испечь хлеб (что куда важнее, так как, без телевизора прожить можно, а вот без еды ни как). А непонятные явления, их и сейчас хватает, хватает и суеверий, как и в древности.

В прошлом, как и сейчас, люди любили и ненавидели, рожали и воспитывали своих детей, как и сегодня, это главное в жизни каждого человека. 

Нельзя слепо верить греческим источникам, достаточно посмотреть «новости» в современных СМИ, как освещается то или иное событие, тогда сразу становится понятным многое то, что дошло до нас из древнего мироустройства. Греки называли скифов и родственные им народы варварами, хотя, достаточно прочитать их, греческие мифы, где варварства тоже хватает. Вспомнить хотя бы деяния Геракла, который, в приступе безумия убивает своих детей. Конечно же, античный герой сделал много полезных дел для своего народа, а его плохие деяния могли ему просто приписать, но, каждый народ пишет о себе то, что желает слышать о себе, ни кто не хочет выставлять себя в не лучшем свете перед потомками. Что же касается тех территорий где, по предположению, жили легендарные амазонки, оттуда ни каких сведений до нас не дошло, по крайней мере, рукописных источников. А данные от археологов это только факты, из которых можно строить только предположения.

Если же опираться на логику и здравый смысл, то, можно предположить, да и сами исторические данные говорят о том же. Время от времени, на цивилизованный оседлый мир Ойкумены (акватория Средиземного моря) совершались набеги с востока и севера. По сему, греки не могли писать о своих неспокойных соседях беспристрастно и честно, всегда вкрадывалась неточность или же откровенная ложь. Несомненно одно, женщины на просторах великого континента имели другой, отличный от гречанок, статус. Зачастую, что бывало и в нашей недалёкой истории (война 1812 года, вторая мировая, да и казачки на Дону, комисарши во времена гражданской войны…), женщины наравне с мужчинами участвовали в войне, в силу своих возможностей.

В прошлом, многое решал «голос крови», то есть, если вождь не оставил наследников по мужской линии, то всему племени или роду грозила опасность, внутренняя борьба за власть ослабляет племя, а захватчики тут как тут. Поэтому, в случае гибели вождя, его функции, вполне, могла исполнять жена или дочь, тем более, в странах, где законы были записаны в кодексах и были и люди, следившие за их выполнением, то, на просторах великой степи, где законом был меч, «правила игры» были иными, и жаловаться (если только духам) было не кому. Кто читал «Жестокий век» о великом полководце Чингисхане, тот знает какое место в его жизни занимала его мать после гибели отца.        

Вопрос в том, могли ли существовать отдельные от мужчин племена женщин воительниц? И да, и нет.

Историки много говорят о матриархате, существовавшем в далёком прошлом, в таком далёком, что о нём так мало данных, в основном догадок. Прежде всего, надо сказать, что разговоры о матриархате пошли в тот момент, когда в обществе существовал патриархальный уклад (вплоть до середины двадцатого века), когда прекрасный пол был ограничен рамками строгой морали и правилами поведения в обществе. Женщины были лишены не только права голоса на выборах, но и много ещё чего им запрещалось делать в повседневной жизни, причём, не только в отсталых странах, но и в передовых. К примеру, в Великобритании, женщины получили право голоса на выборах только в двадцатом столетии, позже чем в Советской России. Так что, находки археологов подтверждающих, якобы, существование матриархата в древности, довольно таки сомнительны. Да, до прихода патриархальных религий, женщины могли быть жрицами того или иного культа, становились вождями, но это не доказывает, что это матриархат. Если же принять на веру матриархат в прошлом, то и ныне, женщины во всё мире занимают много разных государственных постов, порой самых высших. Значит, можно сделать вывод, что и ныне существует матриархат. А на счёт женских племён воительниц, такое вполне возможно, но кратковременно, так как, жизнь берёт своё, и женщина без мужчины существовать не может, так же как и мужчина без женщины. Конечно же, в древности, как и сейчас, существовала однополая любовь, но людей с нормальной половой ориентацией гораздо больше, иначе, человечество попросту вымерло.

Возможно, бывали женские бунты, где, женщины недовольные укладом жизни образовывали свои сообщества, такое можно встретить и сегодня. Феминистки и суфражистки (женское радикальное движение в Великобритании в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия) вели борьбу за права женщин. Общество развивается, меняются приоритеты, но, главное в жизни, ни кто будет править, муж или жена, каждый должен делать своё дело и стремиться к гармонии в семье, тогда и дети будут счастливы. А о матриархате и патриархате пусть спорят археологи и философы, и этот спор, пожалуй, закончится не скоро.

Мужчины всех времён восхищаются гордыми и красивыми воительницами из легенд, и пусть они остаются в нашем представлении, прекрасные и  непокорные. Далёкими и неизвестными восхищаться проще.   

 

АС (автор сайта)  22.07.14   ВЗАИМОСВЯЗЬ2013          

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *